Медиация - механизм взаимодействия с ФНС

Медиация - механизм взаимодействия с ФНС

О вызовах в налоговую с целью побуждения к добровольной доплате налогов по сделкам, которые налоговый орган посчитал сомнительными, пожалуй, слышали все.

Всех руководителей, побывавших на таких вызовах и оказавшихся перед необходимостью принятия решения о целесообразности добровольной доплаты, обычно мучают одни и те же вопросы: с одной стороны (особенно если названные налоговыми органами сделки вызывают к себе справедливые вопросы), можно было бы и доплатить по ним, чтобы избежать трудозатрат и нервов по выездной проверке, но, с другой, каковы гарантии, что, в случае доплаты, выездной проверки действительно потом не случится?

И есть ли, например, возможность добровольной доплаты в рассрочку или согласования каких-то иных условий? Насколько можно доверять налоговым органам в их обещаниях? Большинство компаний соглашается сейчас на добровольную доплату на свой страх и риск, опираясь только на слова налоговиков (которые очень часто оказываются забытыми). И почти никто не знает о механизме налогового медиативного соглашения - механизма, который уже применяется на практике для получения компанией официального письменного подтверждения обещаний налогового органа, выдаваемых им компании в обмен на добровольную доплату налога.

Специалисты следят за развитием практики налоговой медиации с момента первого официального упоминания о ней на сайте ФНС (в конце 2020 года) и находятся в контакте с УФНС г. Санкт-Петербурга (именно этот регион стал пионером в применении налоговой медиации), регулярно получая разъяснения относительно практики медиативных соглашений с целью содействия своим клиентам в их использовании.

Получено очередное подробное разъяснение от УФНС г. Санкт-Петербурга, содержащее ответы и подтверждения относительно наиболее важных аспектов применения налоговых медиативных соглашений). Следует отметить, что механизм налоговой медиации пока по факту применяется только в г. Санкт-Петербурге, но законодательно не существует никаких ограничений в его применении любыми компаниями любого другого региона. Рекомендуется всем компаниям, принимающим решение о добровольной доплате налога на допроверочной стадии, взять этот механизм на вооружение и выходить к налоговым органам с предложением о заключении медиативного соглашения. Подробно о том, как работает механизм налоговой медиации, и в чём преимущества для компаний от его использования, специалисты уже указывали неоднократно.

Поэтому ниже лишь кратко представлены ключевые моменты, которые вытекают из свежих разъяснений:

  1. Налоговое медиативное соглашение может быть заключено между налоговой инспекцией и компанией только на допроверочной стадии взаимодействия, в момент побуждения компании к добровольной доплате налога по сомнительным сделкам (если выездная проверка уже начата, идёт или завершена, то механизм налоговой медиации применить уже нельзя),
  2. Заключение налогового медиативного соглашения доступно всем компаниям без исключения (независимо от сферы и масштабов их деятельности). Инициировать заключение соглашения может сама компания.
  3. В качестве основания, по которому налоговый орган может отказаться от предложения компании о заключении медиативного соглашения, в разъяснениях названо только одно - если налоговый спор затрагивает интересы третьих лиц, не вовлеченных в медиативное соглашение, или публичные интересы. То есть во всех иных случаях, предполагается, что налоговый орган должен поддержать предложение компании о заключении медиативного соглашения.